Тем временем собралось несметное количество народу, так что в толпе давили друг друга. Иисус обратился сначала к Своим ученикам: «Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия! Нет ничего скрытого, что не выйдет наружу, и нет ничего тайного, что не станет известным. То, о чем вы говорили во тьме, услышат при дневном свете, и то, о чем вы шептались в укромном месте, будут кричать с крыш домов.
Говорю вам, друзья Мои, не бойтесь тех, кто может убить тело, а потом уже ничего сделать не может. Я укажу, кого вам надо бояться: бойтесь Того, кто, [90] убив, власть имеет ввергнуть в геенну. Да, говорю вам, вот кого бойтесь! Разве не пять воробьев за два гроша [91] продаются? А Бог не забыл ни одного из них. А у вас и волосы на голове сочтены все. Не бойтесь! Вы сто́ите много дороже воробьев!
Я говорю вам: того, кто открыто признает Меня перед людьми, признает и Сын человеческий перед Божьими ангелами, а кто откажется от Меня перед людьми, от того и Он откажется перед Божьими ангелами. Всякий, кто скажет хулу на Сына человеческого, будет прощен, но кто хулит Духа Святого, прощен не будет. Когда приведут вас в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь, как вам защищаться или что говорить. Дух Святой научит вас, что вам в тот час говорить».
Один человек из толпы сказал Иисусу: «Учитель, скажи моему брату, пусть разделит со мной наследство!»
«Послушай, — ответил ему Иисус, — кто поставил Меня судить вас или разбирать ваши тяжбы?» А потом Он обратился ко всем: «Смотрите, берегитесь всякой корысти, потому что жизнь человека не зависит от того, сколько у него богатств».
Иисус рассказал им притчу: «У одного богача очень хорошо уродили поля. „Что мне делать? — думал он. — Мне некуда убрать урожай“. И тогда он сказал: „Вот что я сделаю: снесу-ка амбары и выстрою бо́льшие, свезу туда все зерно и все остальное добро мое и скажу себе: ‚Теперь у тебя много добра, хватит на долгие годы. Отдыхай, ешь, пей и наслаждайся жизнью!‘ “ Но Бог ему сказал: „Глупый человек! Сегодня же ночью придут по твою душу. Кому достанется все то, что ты скопил?“ И так случится со всяким, кто копит богатства для себя, а не богатеет для Бога».
А Своим ученикам Иисус сказал: «Вот почему Я говорю вам: не беспокойтесь о том, что для жизни вам пища нужна и для тела одежда. Ведь жизнь важнее еды и тело важнее одежды. Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, нет у них ни кладовых, ни закромов, но Бог их кормит. А вы намного дороже, чем птицы! Кто из вас, как бы он ни старался, может продлить свою жизнь хоть на час?! А если вы даже такой малости не можете, к чему заботиться об остальном? Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут. Но, говорю вам, сам Соломон, при всем своем блеске, не одевался так, как любая из них. И если полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то уж вас-то тем более, маловеры! И вы не думайте о том, что вам есть и что пить, и не заботьтесь об этом. Это главная забота всех язычников этого мира. А ваш Отец знает, что вам все это нужно. Стремитесь к одному — к Его Царству, а все остальное Он даст вам в придачу. Не бойся, малое стадо! Такова воля Отца — даровать вам Царство. Продавайте имущество и помогайте бедным, заводите себе кошельки, что не знают износа, копите богатство, которое не оскудеет, — на небесах, куда вор не доберется и где моль не съест. Потому что где ваше богатство, там будет и сердце ваше.
Всегда будьте в полной готовности: пусть одежды ваши будут подпоясаны [93] и светильники зажжены. Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина со свадьбы, чтобы открыть ему, как только он вернется и постучит. Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись, застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется, усадит их за стол и будет им прислуживать. Счастливы они, если он застанет их не спящими, в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете. Знайте, если бы хозяину дома было известно, в какое время придет вор, он не допустил бы, чтобы вор забрался в его дом. Будьте и вы в готовности, потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете».
«Господь, Ты рассказываешь эту притчу для нас или для всех?» — спросил Его Петр.
Иисус ответил: «Будьте такими, как верный и разумный управитель, которого хозяин может смело поставить над всей прислугой и поручить ему в положенное время выдавать их паек. Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись, застанет за делом. Верно вам говорю, он отдаст ему под начало все свое имущество. А если слуга подумает: „Мой хозяин задержится“, — и начнет бить слуг и служанок, будет есть, пить и пьянствовать, хозяин того слуги вернется в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором не ведает, и, наказав его люто, [94] будет обращаться с ним как с теми, кто не заслуживает доверия. Слуга, который, зная волю своего господина, не исполняет ее и не собирается ее исполнять, будет жестоко избит. А если слуга ее не знает и совершит что-то заслуживающее порки, то наказание ему будет меньше. Кому много Бог дал, с того много и спросит, кому много доверил, с того еще больше потребует.
Огонь пришел Я принести на землю, и как Я хочу, чтобы он скорей разгорелся! Крещением Мне предстоит креститься, [95] и как Я томлюсь, пока не свершится это! Вы думаете, Я пришел дать земле мир? Нет! — говорю вам. Не мир, но разделение! Отныне, если в доме пятеро, они разделятся: трое будут против двух и двое против трех.
Отец будет против сына
и сын против отца,
мать против дочери
и дочь против матери,
свекровь против невестки
и невестка против свекрови».
А народу Иисус сказал: «Когда вы видите, что на западе поднимается туча, вы сразу говорите: „Будет дождь“ — и это сбывается. А когда дует южный ветер, вы говорите: „Будет жара“ — и это сбывается. Лицемеры! Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду, а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете? Почему вы сами не можете решить, что для вас правильно? Ведь когда идешь с истцом в суд, лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по дороге, иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику, а тюремщик бросит в тюрьму. Говорю тебе, оттуда не выйдешь, пока не отдашь весь долг до последнего гроша».и сын против отца,
мать против дочери
и дочь против матери,
свекровь против невестки
и невестка против свекрови».