Был один человек из иудейских старейшин, фарисей по имени Никодим. Он пришел ночью к Иисусу и сказал Ему: «Рабби! Мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом. Никто не может совершить таких знаков, какие Ты совершаешь, если Бог не с ним».
   Иисус сказал ему в ответ: «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!»
   «Как может взрослый человек вновь родиться? — говорит Ему Никодим. — Ведь он не может вернуться в материнскую утробу и родиться второй раз».
   Иисус ответил: «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды [16] и Духа, сможет войти в Царство Бога! То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух. Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: „Вам надо родиться свыше“. Ветер [17] веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа».
   «Разве такое может быть?» — спросил Никодим. «Ты — учитель Израиля [18] и не знаешь таких вещей? — сказал ему в ответ Иисус. — Говорю тебе истинную правду: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы отвергаете наше свидетельство. Если вы не верите Мне, когда Я вам сказал о земном, как вы поверите Мне, когда Я вам скажу о небесном? Ведь на Небо не поднимался никто, кроме Того, кто с Неба сошел, — это Сын человеческий. Как Моисей поднял ввысь медного змея в пустыне, так и Сын человеческий должен быть поднят,  чтобы тот, кто верит, в Нем обрел [20] вечную жизнь.
   Ведь Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь. Ведь Бог послал Сына в мир не для того, чтобы Он мир осудил, но для того, чтобы мир через Него был спасен. Тот, кто верит в Него, осужден не будет, [21] а кто не верит — уже осужден, потому что он не поверил в имя единственного Сына Бога. Вот в чем суд состоит: в мир пришел свет, но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела. Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы не стали известны злые его дела. А кто по правде живет, идет к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершенные».
   Затем Иисус с учениками отправился в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил людей. А Иоанн в это время крестил в Эно́не, что близ Салима, где было много воды. К нему шли люди, и он их крестил. Ведь Иоанн тогда еще не был брошен в тюрьму.
   Как-то раз у учеников Иоанна возник спор с одним иудеем по поводу обрядов очищения. Они пришли к Иоанну и сказали ему: «Рабби, помнишь того человека, который был с тобой за Иорданом, ты о Нем свидетельствовал? Так вот, Он тоже крестит, и все идут к Нему!»
   «У человека есть только то, что дано ему Небом, — ответил Иоанн. — Вы сами можете подтвердить, что я сказал: „Я не Помазанник“, но сказал также: „Я был послан раньше Него“. Невеста принадлежит только жениху. А друг жениха стоит рядом, слушает его и радуется, слыша его речи. И ко мне наконец пришла такая же радость. Ему надлежит возрастать, а мне умаляться.
   Тот, кто приходит свыше, выше всех остальных. Тот, кто рожден от земли, сам земной и говорит по-земному. Но Тот, кто приходит с Небес, Тот, кто всех выше,  Он свидетельствует о том, что сам видел и слышал, но весть Его не принимают. А кто Его весть принимает, тот подтверждает этим, что Бог всегда верен.
   Тот, кого послал Бог, говорит слова Божьи, потому что Бог щедро дает Ему Духа. Отец любит Сына и все отдал в Его руки. Тот, кто верит в Сына, обрел вечную жизнь, а кто не повинуется Сыну, никогда не увидит жизни: Божий гнев на нем будет вечно».